Профобразование в строительстве: об одной профессии и общих проблемах

На всю Россию на профессию кровельщика обучаются всего 43 человека

Для тех, кто интересуется темой профобразования, у меня есть две анонсы – не плохая и нехорошая. Начнем с неплохой – профобразование выходит из общего состояния комы. В почти всех учебных заведениях были оборудованы и переоборудованы классы, в каких ведется обучение по самым нужным профессиям. Нехорошая – процесс возрождения происходит очень неравномерно по секторам строительной отрасли и недостаточно стремительно, как хотелось бы.

О профессии «кровельщик» замолвите слово

Профессия «кровельщик» пропала из среднего проф образования (дальше – СПО) практически четверть века вспять. Профобразование длительно не финансировалось, рабочие профессии не воспользовались популярностью у выпускников, а самое главное – произошел коренной перелом в содержании профессии в связи с возникновением новых материалов и технологий. В итоге не осталось ни оборудованных классов, ни учебно-методического комплекса, ни педагогов.

40 три (43!) человека проходят обучение в 2018 г.в СПО в нашей стране по профессии «Кровельщик». И хотя для Государственного кровельного союза (НКС) это большущее достижение - три года вспять эта цифра приема на экономные места была нулевая – что такое 43 человека на ветвь, в какой работают 10-ки тыщ? Не умопомрачительно, что Министерство образования решило пересмотреть список специальностей и все профессии, набор по которым по стране составляет наименее 100 человек, перевести в категорию «проф подготовка», где срок обучения составляет 3 месяца, отсутствует набор на экономные места.

«Но за все это время стройка не встала, кто-то же работал кровельщиком! Так в чем неувязка?» - воскрикнула одна чиновница на совещании, посвященному дилемме сокращения программ. Пришлось разъяснять.

Откуда берутся кровельщики?

Фактически, ответ на вопрос чиновницы, откуда берутся на современной стройке кровельщики при отсутствии обучения в СПО, прост. За четверть века в строительную ветвь пришло не одно поколение самоучек.

Есть такие «самоучки», что и без дипломов огромные мастера. Кто-то ездил обучаться в Германию, Италию, кто-то уже тут перенимал опыт у таких первопроходцев либо опытнейших мастеров уже на строительной площадке. Но таких сильно мало и обычно она работают «на себя». Уровень квалификации очень различный и работодателю трудно оперативно оценить его при приеме на работу.

От недостатка обученных кадров мучаются все – и подрядные организации, и производители, которым охото, чтоб их продукцию применяли верно. На этом фоне «расцвели» бессчетные курсы увеличения квалификации (платные – учебным заведениям тоже жить на что-то нужно) и «академии», организованные производителями, без получения лицензии на образование. Да, есть отдельные отлично организованные курсы, где вправду чему-то можно научиться. Но если нет квалификации, то что увеличивать?

Путешествие по граблям длиною в 12 лет

В 2006 г., в год образования Государственного кровельного союза, решение задачи недостатка кадров было обозначено в числе приоритетных целей объединения и заложено в Утомившись.

Первыми шагами стало создание собственного Учебного центра в Санкт-Петербурге, проведение масштабных конкурсов юных кровельщиков. Но скоро стало ясно – эти меры не могу решить намеченных целей. Конкурсы проф мастерства неплохи только при наличии системы подготовки: если кто-то из юных зрителей вдохновился увиденным, ему будет некуда пойти обучаться. А 1-го класса, работающего в критериях самоокупаемости, на всю страну очевидно недостаточно.

В 2012 г. было принято решение поменять стратегию. Не работать за систему образования, а помогать ей развиваться. Первым шагом на этом пути стала разработка проф эталона. Планировалось, что внедрение через профстандарт новейшей системы квалификаций, сложившейся в 1990-е годы, поможет уйти от устаревшей системы Единых тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС) и в перспективе внести корректировки в Образовательный эталон. Без актуализации Образовательного эталона внедрение новых технологий в систему СПО было фактически нереально.

Поставленные задачки были реализованы: в 2014 г. Минтруда утвердило разработанный НКС проф эталон по профессии «Кровельщик», в 2017 г. Минобразования ввело новый Образовательный эталон.

Пока разрабатывалась данная нормативная документация, часто проводились переговоры с руководителями колледжей из различных регионов. Поначалу энтузиазм со стороны управляющих учебных заведений был слабеньким – к огорчению, «кровельщик» не вошел в ТОП-50 самых фаворитных профессий. На данный момент ситуация поменялась благодаря движению WorldSkills, где наша профессия оказалась представлена.

Огромным толчком в деле внедрения обучения по профессии «Кровельщик» в СПО стало начало сотрудничества Государственного кровельного союза с Институтом архитектуры, дизайна и реинжиниринга г. Москвы «26 кадр». Управлению института удалось достигнуть выделения экономных мест, оборудовать два класса, отыскать мастеров производственного обучения, запустить образовательный процесс.

Институт «26 кадр» стал полигоном, на котором выявляются все «узенькие места», все трудности пуска преподавания и организации учебного процесса в системе СПО. На данный момент эти вопросы решаются в тесноватом содействии служащих института и Государственного кровельного союза, все задачи и их решения фиксируются для следующей трансформации в блок Учебно-методического комплекса (УМК).

Беглый обзор указывает, в самых общих чертах, какой был проделан путь за 12 лет. За этот период времени было преодолено огромное количество проблем, много направлений работы оказались тупиковыми. Но приобретенный опыт позволяет нам сейчас двигаться далее.

Перспективы развития

Последующим шагом на пути возрождения СПО должна стать разработка Учебно-методического комплекса. Это не просто набор учебников (современное образование просит интерактивных способов преподавания), а большой массив данных, включающий требования к помещениям, чертежи макетов, списки инструмента и оборудования (составленные правильным образом, чтоб позже сотрудникам учебных заведений не страдать при организации закупок через тендеры), списки расходных материалов для занятий и почти все другое.

Приведу примеры из практики, которые иллюстрируют необходимость разработки УМК.

Директор 1-го учебного заведения закупила дорогостоящую машину для формирования арочных картин для фальцевой кровли. Все средства были пущены на оборудование, на котором было довольно провести одно занятие. Средств на закупку нужного ручного инструмента не осталось, а макет, скопированный с макета производителя гибкой черепицы, не подходил для занятий группы из 12 человек. Стоит гласить, что подготовку кровельщиков в этом учебном заведении так и не начали?

Общалась я и с педагогом, которая, по воззрению ее управления, отлично могла преподавать материаловедение – она прогуливалась по выставкам и собирала маркетинговые буклеты, брошюры. Понимание, что этого для преподавания недостаточно, отсутствовало.

Беря во внимание, что на позиции мастеров производственного обучения на данный момент можно привлечь только «самоучек», а учебников нет и нормативная документация, советы производителей по монтажу не могут их поменять, существует большой риск получить выпускников малого уровня подготовки, у каких будут заложены неправильные представления о каких-либо операциях, неправильные познания о материалах и разработках. Решение этой трудности на данный момент – ключевое.

Главное для возрождения проф образования – формирование тесноватого взаимодействия всех заинтересованных сторон:

Тут необходимо отметить, что время монобрендовых классов в учебных заведениях подходит к концу. Для производителей материалов такое продвижение продукции становится очень накладным, а у учебных заведений формируется недовольство их диктатом. Лицезрела в одном институте два класса, оборудованных различными производителями, для преподавания монтажа гибкой черепицы.

Поддержка различными производителями без помощи других действующих учебных заведений для производителей еще прибыльнее: марки с упаковки никто не убирает, будущие строители обучаются работе с их материалами, контроль за качеством преподавания доступен (роль в демоэкзаменах, выпускных комиссиях), но при всем этом отсутствуют издержки на содержание собственного монобрендового класса, преподавательского состава.

Площадкой, способной соединить все заинтригованные стороны в рамках хоть какой профессии, может стать только отраслевое объединение. Других площадок для взаимодействия представителей образования, производителей и работодателей нет.

Шпатлевка выравнивающая 8 кг

Шпатлевка разглаживающая — белоснежная пастообразная смесь для внутренней отделки стенок и потолка в сухих помещениях. Создана для выравнивания асбестовых, бетонных и отштукатуренных поверхностей. Шпатлевка нужна в всех видах работ — при заделке, ремонте и строительстве. После высыхания покрытие становится матовым.

Характеристики шпатлевки и особенности нанесения